Когнитивные способности: что это и как их развивать

Какая часть интеллекта вашего ребенка заложена с рождения и насколько вы можете повлиять на интеллектуальное развитие  ребенка?

Хотя генетика играет определенную роль, на детей огромное влияние оказывает окружающая среда и стимул к развитию, который они получают от родителей и педагогов.

Что такое когнитивное развитие?

Целостное развитие ребенка можно разделить на четыре основных направления:

  • Физическое развитие
  • Социальное развитие
  • Эмоциональное развитие
  • Когнитивное развитие

Когнитивное развитие относится к интеллектуальным навыкам ребенка. Оно включает в себя то, как ребенок обрабатывает информацию, его понимание окружающего мира, его способность мыслить и воспринимать язык.

Прежде чем читать дальше, если вы родитель или педагог, который понимает важность развития познавательных процессов ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа по подготовке к школе.

В каком возрасте начинается когнитивное развитие?

Младенцы начинают развивать свои познавательные навыки с рождения. Ранее исследователям детей младшего школьного возраста об этом не было известно. Предполагалось, что младенцы еще не могли мыслить на когнитивном уровне, пока не научились говорить.

Теперь мы знаем, что мы можем улучшить и стимулировать интеллектуальные навыки своего ребенка с самого рождения.

Примеры когнитивных навыков

Существует много типов когнитивных навыков, но вот несколько примеров, которых дети достигают в разном возрасте.

  • Распознавание своего имени
  • Распознает и называет предметы в книге
  • Говорит о своих потребностях
  • Следует инструкциям
  • Считает до 10
  • Знает свой пол
  • Понимает разницу между настоящим и прошлым
  • Участвует в играх
  • Слушает рассказы
  • Рассказывает истории
  • Задает много вопросов
  • Читает сам

Это далеко не полный список — всего несколько примеров. В течение первых нескольких лет предстоит пройти множество этапов.

Жан Пиаже

Жан Пиаже был французским психологом, создавшим теорию когнитивного развития.

Он разделил когнитивное развитие детей на 4 этапа, показывая, как они переходят к более продвинутым образам мышления по мере взросления.

Именно тогда было принято, что у младенцев есть познание.

Каковы 4 стадии когнитивного развития?

Прежде чем вы сможете помочь стимулировать когнитивное развитие вашего ребенка, полезно знать, на какой стадии мышления он находится и как его мышление должно развиваться со временем.

Четыре этапа — это сенсомоторный, предоперационный, конкретный и формальный периоды.

Если ваш ребенок — малыш или дошкольник, он находится в предоперационном периоде.

Сенсомоторный период (младенчество)

  • Эта стадия длится от рождения примерно до двухлетнего возраста.
  • Младенцы взаимодействуют с окружающей средой в основном посредством органов чувств и движений.
  • Ребенок еще не развил навыки воспринимать язык поэтому он не понимает, что слова связаны с конкретными вещами.
  • У него еще нет понимания временипоэтому он может сосредоточиться только на настоящем моменте, не понимая прошлого или будущего.
  • Он еще не умеет планировать.
  • Со временем он узнает, что объекты постоянны, поэтому он понимает, что что—то все еще может быть там, даже если оно не видно. Он учится этому через такие игры, как прятки.
  • Фактически в сенсомоторном периоде есть 6 подфаз (об этом мы расскажем в следующей статье)

Предоперационный период (младший и дошкольный возраст)

  • Этот этап происходит в возрасте от 2 до 7 лет и называется предоперационным, потому что это этап, на котором дети начинают использовать мышление.
  • Он разделен на две основные фазы — предконцептуальное мышление и интуитивное мышление.
 

Предконцептуальное мышление (2—4 года)

  • Дети понимают мир таким, каким они его видят — со своей точки зрения.
  • Они приходят к выводам, которые могут быть нелогичными, например, полагать, что солнце живо, потому что они живы.
  • Они используют язык из своей собственной системы взглядов.
  • Они понимают мир таким, каким они его видят.
  • Они рассматривают события как происходящие независимо, поскольку не видят связи между причиной и следствием.

Интуитивное мышление (4—7 лет)

  • В эту категорию в основном попадают дошкольники
  • По сравнению с предыдущей фазой, когда дети были очень эгоцентричными, теперь они менее эгоцентричны. Они больше не верят, что мир полностью вращается вокруг них.
  • Дети становятся более общительными.
  • Слова становятся частью их мыслительного процесса.
  • Они начинают согласовывать свои эгоцентрические взгляды с реальной действительностью.
  • Они могут воспринимать только одну идею за раз, но еще не могут увидеть полную картину, т.е. они могут концептуализировать отдельные части, но не отношения между вещами.
  • Они могут уметь считать, но еще не имеют представления о числах и их значением.
  • Они используют язык правильно, но все же придают ему свой смысл.

Конкретный операционный период

  • С 7 до 11 лет дети попадают в конкретный операционный период, а значит, у них есть связная когнитивная система.
  • Дети способны к мыслительным процессам, но они по—прежнему ограничены реальными (конкретными) вещами.
  • Они могут категоризировать, классифицировать и размещать элементы в иерархиях.

Формальный период

  • Этот период начинается примерно с 11 лет. Теперь дети могут мыслить абстрактно и логически.
  • Они умеют делать выводы и размышлять о возможностях и гипотезах.

Как думают маленькие дети

Это примеры того, как обычно думают маленькие дети. По мере того, как они проходят когнитивные стадии, их мышление перерастает в более сложные модели мышления.

Характеристики работы когнитивных функций раннего возраста

  1. Язык — самая важная из семиотических функций, потому что он используется для представления объектов или выражения действий и мыслей.
  2. Дети начинают использовать два вида мыслительных представлений — символы и знаки (например, когда они рисуют).
  3. Дети подражают родителям, даже если их нет рядом. Другой вариант — словесное воспоминание (например, когда они «мяукают», даже если не видят кошку).
  4. Они эгоцентричны, что означает, что они не могут полностью видеть вещи с чужой точки зрения или ставить себя «на их место».
  5. Дети сосредоточены на своем ближайшем окружении и по—настоящему волнуются за них.
  6. Они не могут сравнивать вещи (например, больше, меньше). Они видят каждую вещь отдельно.
  7. Они не могут различать психологические и физические явления. 
  8. Дети олицетворяют предметы. Они верят, что объекты могут чувствовать или действовать как люди (например, полагая, что кукла расстроена).
  9. Рассуждения детей несостоятельны. Они могут не видеть взаимосвязи между двумя вещами или группировать не связанные друг с другом вещи. Они могут не видеть связи между причиной и следствием (например, « Он болен, поэтому не ходил в школу »).
  10. У детей нет понятие числа, даже если они могут считать до 10. Чтобы иметь представление о числе, они должны понимать порядковые свойства чисел.

Как я могу развить когнитивные навыки моего ребенка

В дошкольном возрасте родители могут помочь своим детям достичь всех необходимых познавательных навыков с помощью очень простых действий.

Читать

Ежедневное чтение с ребенком играет ключевую роль, которое в последствии покажет ребенка с хорошо развитым словарным запасом и ребенком с базовым словарным запасом.

Читая детям, вы будете развивать:

  • Словарный запас
  • Языковые шаблоны
  • Навыки мышления
  • Навыки письма
  • Способность решать проблемы
  • Продолжительность концентрации внимания
  • Объем памяти
  • Умение слушать

Много говорить

Язык — один из важнейших аспектов когнитивного развития. Лучший способ построить его — дать ребенку возможность не только слышать язык, но и использовать его.

Вы являетесь основным источником языка вашего ребенка в ранние годы, поэтому важно, чтобы вы использовали его грамматически правильно. Ваш ребенок научится говорить, подражая вам.

Говорите со своим ребенком все время, при каждой возможности.

Говорите с ним в машине, во время приготовления ужина и во время игры.

Чем меньше дети теряют время на просмотр телевизора, тем больше они будут общаться с вами и другими людьми.

Учить стишки

Детские стишки — это больше, чем просто веселое занятие, которое нравится детям. На самом деле они очень стимулируют.

Они учат детей языковым шаблонам и развивают словарный запас. Что важно, они развивают у ребенка навыки слухового восприятия, такие как слуховая память.

Познакомьте своих детей с классическими детскими стишками, песнями, пословицами.

Разучивание детских стишков является важным аспектом навыков перед чтением и подготовит вашего ребенка к успешному чтению в школе.

 

Пазлы

Пазлы — одно из любимых занятий для детей. Они требуют огромной концентрации и усилий, а также настойчивости.

Дети, решающие головоломки, глубоко думают и развивают свои интеллектуальные способности.

Самое главное помнить, что головоломка должна быть сложной, но выполнимой. Выберите ту, которая соответствует возрасту вашего ребенка. Чем младше ваш ребенок, тем меньше должно быть частей пазла и тем крупнее они должны быть.

Вы должны видеть, как ваш ребенок заставляет себя закончить его и тратит на это некоторое время, но он не должен расстраиваться или быть не в состоянии завершить его за один присест.

По мере того, как ваш ребенок становится более уверенным в себе, он начинает искать более крупные и сложные головоломки.

Мыслительные игры

Мышление — важный навык для взрослых и навык, над которым нужно активно работать. Многие взрослые изо всех сил пытаются мыслить «нестандартно», находя решения из самых непростых ситуаций.

Мыслительные игры направлены на развитие у вашего ребенка навыков мышления высшего порядка и навыков критического обзора на себя и других.

Есть разные примеры мыслительных навыков. Здесь только несколько:

  • Прогнозирование
  • Подведение итогов
  • Понимание причины и следствия
  • Формирование собственного мнения
  • Творческое мышление

Творческая деятельность

Дети проводят большую часть своего времени, естественно, занимаясь творческой деятельностью, будь то рисование , раскрашивание или лепка . Даже придумывание игры во время игры в жанре фэнтези — это форма творческого самовыражения.

Когда ребенок использует свой творческий ум, он развивает свои когнитивные навыки.

Креативность — это не тот навык, которому можно научить, а скорее навык, который можно развить.

Детям нужна платформа для творчества. Им нужны материалы, стимул и возможности. Оттуда творческий процесс становится естественным.

Решение проблем

Решение проблем — еще одна область, с которой борются многие дети старшего возраста, а также взрослые. В наше время практически нет профессий, которые не зависят от способности человека решать проблемы.

Прелесть решения проблем в молодом возрасте заключается в том, что дети обычно не рассматривают проблемы как проблемы, а скорее как вызовы, которые необходимо преодолеть.

Движение

Движение — отличный метод для стимуляции интеллекта.

Вот краткое изложение того, как движение развивает нервные пути у детей. Это также объясняет, как вестибулярная активность влияет на дальнейшее обучение чтению и письму.

Движение пробуждает и наполняет мозг энергией. Это помогает развитию ребенка двумя способами.

Во—первых, развитие крупной моторики и мелкой моторики помогает детям в их общем развитии.

Во—вторых, вы можете делать перерывы от занятий на подвижные игры, чтобы сбросить концентрацию вашего ребенка.

Всего две минуты физических упражнений или пробежки на свежем воздухе могут позволить ребенку продолжить концентрироваться и завершить задачу, над которой он работал.

Символическая игра 

Символическая игра — это когда дети играют в воображаемую игру, используя предметы для представления других предметов. Например, ребенок, который использует кубик как сотовый телефон.

Символическая игра очень естественна для ребенка и является очень творческой формой игры, которая развивает интеллектуальные навыки вашего ребенка.

Во время такой игры дети постоянно думают о новых способах вообразить свой мир, чтобы прожить в нем.

Когда ребенок берет кубик, чтобы использовать его в качестве телефона, это означает, что мозг развил способность использовать предмет для представления чего-то еще. Это продвинутый навык.

Все, что нужно детям для символической игры, — это доступ к игрушкам, а также немного свободного времени.

Игрушки для развития

Окружение ребенка может сильно повлиять на развитие когнитивных способностей.

Для развития не обязательны какие-то модные игрушки, подойдут простые деревянные кубики, конструктор Lego, пластилин, пластиковые строительные материалы.

Попробуйте разнообразить игру вашего ребенка, предлагая разные игрушки. Например, подарите Lego и через несколько дней замените их на деревянные кубики. Это побудит вашего ребенка думать о новых способах игры и творчества.

Игра

И последнее, но не менее важное: игра , несомненно, является самым важным инструментом развития познавательных навыков ребенка.

Игра — это то, чем занимаются дети. Это то, чем они занимаются весь день, и это то, что им естественно нужно делать, чтобы учиться.

Все, что ваши дети будут изучать до 6 лет, будет в основном через игру.

Для этого детям нужно время, чтобы научиться играть. К сожалению, в наше время им часто приходится жертвовать игровым временем, чтобы посещать дополнительные занятия.

Сделайте игру приоритетной в своем доме и позволяйте ребенку играть столько, сколько он от природы склонен.

Игра не требует вмешательства взрослых. Все, что нужно вашему ребенку, — это время и свобода делать все по своему усмотрению.